История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Позднее Возрождение

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура эпохи Возрождения

Со 2-й четверти XVI века культура итальянского Возрождения всту­пает в поздний период своего развития. За недавним высочайшим рас­цветом следует острейший кризис, вызванный трагическими изменениями в политической и общественно-экономической жизни страны. Бесконечные войны, которые в течение нескольких десятилетий вели главные евро­пейские державы на территории Италии, подорвали ее экономику. Надеж­ды на объединение страны под эгидой папского Рима не оправдались. Открыто реакционный характер приобрела деятельность Ватикана. В 1540 году был утвержден орден иезуитов; в конце 50-х годов составлен индекс запрещенных книг, куда среди многих сочинений попали произве­дения Петрарки, Боккаччо, Эразма Роттердамского, Ариосто, Аретино. Тридентский собор (1545-63) предписывает служителям церкви строгий контроль за соответствием произведений на религиозные темы католи­ческим догматам1. Все это вызвало глубокое разочарование в гуманис­тических идеалах Возрождения.

В области искусства следствием такого разочарования явилось усиление трагического пафоса в творчестве позднего Микеланджело, Тициа­на и других великих художников XVI века. Представления о гармонии мира сменилось пониманием непримиримости жизненных конфликтов. И все же тема героической личности продолжала звучать в их искусстве.

С другой стороны, ощущение драматического разлада идеала и реальности приводит многих художников к утрате веры в человека, в ценность реального мира. Отсюда – программное стремление отгородиться от жизни, не следовать природе, а выражать некую «внутреннюю идею» художественного образа2.

1 известно, к примеру, каким резким нападкам подвергалась фреска Микеланджело «Страшный суд». Не один раз ставился вопрос об ее уничтожении.

2 это характерно, в частности, для маньеризма (от италь­янского «стиль», «манера») – господствующего течения в искусстве 2-й половины XVI века.