Позднее Возрождение
Со 2-й четверти XVI века культура итальянского Возрождения вступает в поздний период своего развития. За недавним высочайшим расцветом следует острейший кризис, вызванный трагическими изменениями в политической и общественно-экономической жизни страны. Бесконечные войны, которые в течение нескольких десятилетий вели главные европейские державы на территории Италии, подорвали ее экономику. Надежды на объединение страны под эгидой папского Рима не оправдались. Открыто реакционный характер приобрела деятельность Ватикана. В 1540 году был утвержден орден иезуитов; в конце 50-х годов составлен индекс запрещенных книг, куда среди многих сочинений попали произведения Петрарки, Боккаччо, Эразма Роттердамского, Ариосто, Аретино. Тридентский собор (1545-63) предписывает служителям церкви строгий контроль за соответствием произведений на религиозные темы католическим догматам1. Все это вызвало глубокое разочарование в гуманистических идеалах Возрождения.
В области искусства следствием такого разочарования явилось усиление трагического пафоса в творчестве позднего Микеланджело, Тициана и других великих художников XVI века. Представления о гармонии мира сменилось пониманием непримиримости жизненных конфликтов. И все же тема героической личности продолжала звучать в их искусстве.
С другой стороны, ощущение драматического разлада идеала и реальности приводит многих художников к утрате веры в человека, в ценность реального мира. Отсюда – программное стремление отгородиться от жизни, не следовать природе, а выражать некую «внутреннюю идею» художественного образа2.
1 известно, к примеру, каким резким нападкам подвергалась фреска Микеланджело «Страшный суд». Не один раз ставился вопрос об ее уничтожении.
2 это характерно, в частности, для маньеризма (от итальянского «стиль», «манера») – господствующего течения в искусстве 2-й половины XVI века.