История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Культура классической Греции

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура античной Греции

Временем самого блистательного расцвета греческой культуры считается 5 век до н.э. – это классический период в истории Эллады.

Переход к классике связан со значительными историческими событиями (свержение тирании, греко-персидские войны) и общим экономическим и политическим подъемом. В это время политическим и культурным центром Греции стали Афины, особенно в годы правления Перикла (середина 5 века до н.э.), выдающегося государственного деятеля афинской демократии. Талантливый, прекрасно образованный человек, блестящий оратор, Перикл думал не только об усилении военно-политической мощи Афин, но и о превращении своего города в центр просвещения Эллады. При Перикле сюда съезжались философы, художники, поэты со всей Греции. Друзьями Перикла были скульптор Фидий, трагик Софокл, «отец истории» Геродот, философ Анаксагор.

По инициативе Перикла народное собрание решило создать на разрушенном персами Афинском Акрополе архитектурный ансамбль, прославляющий Афинское государство. Непосредственным осуществлением этого плана руководил Фидий. Ему принадлежит общая композиция и разработка всего скульптурного декора. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл.

Ансамбль Акрополя включал ряд сооружений: парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), храм Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. Ведущую же роль в ансамбле Акрополя играет Парфенон – мраморный храм Афины Парфенос (Девы).

Совершенные пропорции здания, построенного в виде дорического периптера, прекрасная соразмерность всех его частей, делают Парфенон шедевром мирового зодчества.

Внутри храма в древности находилась знаменитая 12-метровая статуя Афины Парфенос с Никой на правой руке, изготовленная Фидием. Остальные скульптурные украшения были сделаны его учениками, но под руководством мастера и при его личном участии. Их тематика связана с легендами о богине Афине.

Одна из вершин классического искусства Греции – фриз Парфенона. Это полоса скульптурного рельефа длиной 160 метров, которая опоясывает верхнюю часть храма. В изображенной на ней праздничной процессии афинян более 500 фигур, и ни одна из них не повторяет другую.

Величавой монументальности Парфенона контрастирует подчеркнутая легкость и изящная утонченность храма Эрехтейон. Это небольшой ионический храм, украшенный знаменитым портиком1 кариатид2.

Классическая эпоха ознаменована появлением замечательных архитектурных сооружений и в других греческих городах. Так, например, прекрасный поистине классический храм Зевса был построен в Олимпии. В центре его возвышалась колоссальная статуя сидящего на троне Зевса работы Фидия.

Скульптура греческой классики, основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве, явилась большим шагом вперед, по сравнению с несколько скованной скульптурой архаической эпохи. В 5 веке до н.э. ее развитие определяло творчество трех выдающихся мастеров – Мирона, Поликлета, Фидия3.

Любимая тема Мирона – совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения сил. Таков знаменитый Дискобол, самая прославленная работа этого скульптора. Дискобол запечатлен в тот момент, когда его мускулы предельно напряжены перед метанием диска. Движение – вот то новое, что дал скульптуре Мирон.

Его младший современник Поликлет под влиянием учения Пифагора стремился математически обосновать и воплотить в скульптуре наиболее гармоничные пропорции человеческого тела. Свои рассуждения об идеальном телосложении Поликлет изложил в трактате «Канон». Классическим образцом человеческой красоты в мировом искусстве стали статуи Поликлета Дорифор («Копьеносец») и Диадумен (юноша, увенчивающий себя повязкой победителя).

Вершина греческой классики – творчество Фидия, пронизанное мыслью о величии человека-гражданина. Среди его шедевров – уже упомянутые Зевс Олимпийский и Афина Парфенос, выполненные из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе. Наряду с ними к наиболее про­славленным творениям Фидия относится бронзовая фигура Афины Промахос (Афины-воительницы). Воздвигнутая на площади Афинского Акрополя в память побед над персами, она как бы парила над городом, и все под­плывавшие к нему с моря видели сверкающий на солнце позолоченный кончик копья богини.

Те же мифологические и героические сюжеты, что и в скульптуре, развивала древнегреческая монументальная живопись – многофигурные фрески4 на стенах зданий. Эти росписи безвоз­вратно утрачены. Известны лишь имена выдающихся живописцев Полигнота и Аполлодора, с которым связывается изобретение светотени (прозвище Аполлодора – «тенеписец»). По свидетельствам античных авторов, гре­ческая монументальная живопись уже пыталась передать пространство.

1 Портик – выступающая часть здания, открытая на 1 или 3 стороны, образуемая колоннами. Часто оформляет центральный вход.

2 Кариатиды – мраморные изваяния в виде женских фигур, заменяющие колонны.

3 Их бронзовые статуи дошли до нас лишь в мраморных римских копиях.

4 Фреска – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке.

Подразделы

Поздний классический период древнегреческого искусства