История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Древнегреческая мифология

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура античной Греции

Основой античной художественной культуры стала древнегреческая мифология. Мифология греков, как и других древних народов, выросла из стремления объяснить окружающий мир. Для нее свойственны представления о всеобщей одушевленности природы и политеизм, которых отличают религиозное сознание древнего общества в целом.

На раннем этапе развития античного мира человек воспринимал окружающее в беспорядочном, хаотичном виде. Всё вокруг материализуется, одушевляется, населяется непонятными слепыми силами. Сама земля кажется живым источником всего сущего, включая небо. Так, считалось, что изначально существовали Хаос, Земля (Гея), подземный мир (Тартар) и жизненное начало Эрос). Гея породила звездное небо – Уран, который стал ее супругом и первым владыкой мира.

С переходом к патриархату, когда власть человека над природой возрастает, в греческой мифологии появились герои. Они расправляются с чудовищами, некогда пугавшими воображение людей: Аполлон убивает пифийского дракона, Персей побеждает Медузу Горгону, Эдип разгадывает загадку Сфинкс. В этот же период греческие боги выстраиваются в иерархический ряд по образцу патриархальной общины во главе с верховным божеством – Зевсом.

По мере развития греческих полисов оформляются представления об особой связи отдельных божеств с тем или иным городом-государством: Зевса – с Олимпией, Аполлона – с Дельфами и т.д. Кроме того, боги становятся покровителями всех видов человеческой деятельности. Так, Деметра почиталась как богиня земледелия, Гермес – бог торговли, Аполлон – покровитель певцов, поэтов и художников.

По мифологическим представлениям, место пребывания верховных божеств греческого пантеона – гора Олимп (отсюда понятие олимпийские боги). Олимпийские боги антропоморфны, то есть созданы по образу и подобию человека. Отличаясь от простых людей бессмертием и могуществом, они подвластны человеческим страстям.

К сюжетам греческих мифов постоянно обращается мировое искусство, находя в них примеры проявления высочайших человеческих достоинств. Во имя человечества на страшные муки идет Прометей; не колеблясь, отдает жизнь Альцеста, чтобы спасти мужа; двадцать лет хранит верность Одиссею Пенелопа; образец всех нравственных и физических совершенств – бесстрашный Геракл.