История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Западноевропейская культура XIX века

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru

Особенностью XIX века стало многообразие художественных направлений.

Главные художественные системы, получившие развитие в ис­кусстве этого столетия — романтизм и реализм.

Расцвет романтизма стал самым существенным явлением в духовной культуре первой половины XIX века. Он выступил не просто как стиль, подобный барокко или классицизму. Романтизм – это общекультурное движение, охватывающее самые разнообразные сферы, от философии и политической экономии до моды на костюмы и прически. Но всех их объединило одно: неприятие современной буржуазной действительности.

Возникновение романтизма связано с разочарованием в идеологии Просвещения и итогах Великой французской революции. Новый общественный порядок оказался бесконечно далеким от того «царства разума», о котором говорили просветители XVIII века. Принципы свободы, равенства и братства остались утопической мечтой. В реальной жизни побеждали денежные интересы, формировался класс предпринимателей, дельцов, охваченных стремлением к богатству и власти. Капиталистическая конкуренция усиливала эту тенденцию.

Крушение иллюзий переживалось мучительно. Это и было идейной почвой романтизма, в основе которого лежит резкое недовольство окружающей действительностью.

Параллельно с романтизмом и в тесном взаимодействии с ним в 30–40-е годы XIX века складывается и утверждается особая разновидность реалистического искусства – критический реализм (от позднелатинского слова realis – вещественный, действительный). Его общественно-политическим фоном явилось обострение социальных противоречий в капиталистическом обществе.

Наиболее значительными были достижения реализма в литературе, прежде всего в прозе. Критическая литература выдвинула в качестве основного жанра социальный роман, главный пафос которого состоит в обличении нравов современного буржуазного общества. Излюбленной темой искусства становится тема социальной несправедливости, сломанная несправедливым общественным устройством человеческая судьба.

В отличие от писателя-романтика, реалист не «бежит» от окружающей действительности, а напротив, прослеживает влияние общества на жизнь человека. Главный вопрос, на который он ищет ответ – «кто виноват?».

Уникальность художественной ситуации второй половины XIX века заключается в том, что одновременно с реализмом возникают и развиваются художественные направления, во многом противоположные ему. Если реализм претендовал на объективность отражения мира, то символизм и импрессионизм акцентировали субъективность восприятия художника.

Список лекций

Романтизм