История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Античный театр

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура античной Греции

В эпоху греческой классики в лице трех великих трагиков – Эсхила, Софокла и Еврипида – и комедиографа Аристофана свой высочайший взлет совершило и театральное искусство.

Рождение греческой драмы и театра связано с религиозно-культовыми обрядами, посвященными умирающим и воскрешающим богам плодородия, прежде всего Дионису1.

В греческой мифологии Дионис (или Вакх) – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. С древних времен на празднествах в его честь устраивались торжественные процессии к храму. Люди наряжались в козлиные шкуры, подвязывали рога, копыта и хвосты, изображая сатиров, спутников Диониса, и хором исполняли тор­жественные гимны – дифирамбы. Отсюда произошло название «тра­гедия», в буквальном переводе означающее «песнь козлов». Наряду с дифирамбами ряженая «свита Диониса» распевала и веселые карнавальные песни, устраивала шумное веселье. Постепенно из пляшущего хора ряже­ных выделился запевала – корифей, партия которого все более разрасталась.

Со временем эти театрализованные представления стали частью государственных праздников, на одном из которых, в 534 году до н.э., афинский поэт Феспид впервые в дополнение к хору ввел одного актера- декламатора. Актер вступал в диалог с хором и запевалой, давал пояснения по ходу представления, изображал различных героев, то есть стал носителем действия. Вот почему 534 год до н.э. считается годом рождения мирового театра.

Итак, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актером и хором. Содержание ее было связано с мифами о Дионисе, с изображением его «страстей», смерти и воскресения. Затем стали использоваться и другие мифы, а также исторические сюжеты.

Уже во второй половине 6 века до н.э. трагедия получила значи­тельное развитие. Кульминации же своей она достигла в демократичес­ких Афинах в 5 веке до н.э.

Классическую форму трагедии придал Эсхил, ослабив ее культовую привязанность и усилив самостоятельность театра. Он увеличил число актеров до двух, а Софокл – до трех. Так стало возможным драматичес­кое действие, независимое от хора. Хор же начинал и завершал пред­ставление, а также комментировал события по ходу действия. Не участ­вуя в сюжете трагедии, хор создавал эмоциональную атмосферу, в кото­рой пребывал герой, и эта атмосфера менялась по ходу событий. В хоре было 12 – 15 человек, но он говорил о себе в первом лице – «Я», под­черкивая монолитность народного суждения. Важно подчеркнуть, что в 5 веке до н.э. – классическом веке трагедии – хор собирался из люби­телей, то есть из самих афинских граждан.

Унисонное пение хора в сопровождении музыкальных инструментов, прежде всего флейт, чередовалось с разговорными диалогами и речевой декламацией, которая тоже могла иметь музыкальное сопровождение. В произведениях Еврипида появляется уже сольное пение, так называемая монодия («песнь одного») под аккомпанемент флейты или кифары.

Каждая трагедия – это борьба, она тяжела и трагична. Препятствия, возникающие на жизненном пути трагического героя, непреодолимы, они воздвигнуты роком – силой, против которой человек бессилен. Однако трагический герой готов умереть за свои убеждения.

В античном театре обычно не повторяли старых трагедий, поэтому число написанных произведений огромно: каждый из афинских трагиков создал около 100 трагедий. Однако время сохранило только малую часть написанного.

Среди дошедших до нас произведений Эсхила (7 трагедий) особое место занимает «Прикованный Прометей». Образ Прометея – один из са­мых ярких во всей античной трагедии, он стал символом тираноборчества,

Если Эсхил стал основоположником гражданской по своему звучанию трагедии, то Софокла больше привлекали нравственные проблемы. Его ге­рои – это воплощение нравственного идеала античности, люди, наделенные огромной силой духа. Таков Эдип («Царь Эдип», «Эдип в Колоне») – без вины виноватый, невольно совершивший ужасный грех и, чтобы искупить его, выколовший себе глаза. Такова Антигона («Антигона»), идущая ради любви к брату на подвиг и смерть.

Иного героя выдвигает трагедия Еврипида, который показывает че­ловека со всеми его слабостями и пороками, не стремясь возвысить, «приподнять» над обыденностью. Исследуя человеческую природу, Еври­пид акцентирует в ней глубокие противоречия, душевное смятение, борь­бу страстей. Его герои одержимы любовью, ревностью, порой ради лично­го счастья они идут на преступления. Именно у Еврипида тема любовной страсти впервые становится основой трагического действия. Так, «Ме­дея» – трагедия оскорбленной любви и ревности, «Ипполит» – трагедия преступной любви (любовь Федры к собственному пасынку).

Наиболее выразительны у Еврипида женские образы – Медея, Федра, Электра, Ифигения. Особенно выделяется в этом ряду возвышенно-героический образ юной Ифигении («Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде») – дочери, приносимой в жертву родным отцом. Все душевные силы ее направлены на благо своей отчизны. Тема патриотизма, готовности к подвигу была подсказана Еврипиду событиями современной ему действительности: в эпоху тягостной для всей Греции Пелопоннесской войны поэт призывал думать о спасении родины.

Подобным стремлением – выразить в художественной форме наиболее актуальные общественные, этические, философские проблемы своего вре­мени – пронизана вся античная трагедия.

Наряду с трагедией античный театр знал и комедию. Ее про­исхождение также берет начало от обрядовых действ в честь Диониса с шествием веселой толпы ряженых, их песнями и шутками (с ними и свя­зано название жанра, которое можно перевести как «песня гуляк»). Расцвет древнегреческой комедии связан с творчеством Аристофана, где дается смелая сатира на политическое и культурное состояние Афин в пору начавшегося в 4 веке до н.э. кризиса демократии («Всадники», «Мир», «Лягушки», «Облака»).

Подобно трагедии, античная комедия была музыкальной: она сопровождалась хоровыми и сольными песнями, веселыми танцами. В соответ­ствии с общим характером жанра – остро сатирического, порой грубоватого, непринужденного – музыка тоже была легкой и живой.

Театральное зрелище считалось в Древней Греции событием государственной важности. Театральные представления прово­дились во время общенародных праздников и продолжались 3 – 4 дня с самого утра до захода солнца. Все дела на это время приостанавлива­лись, закрывались суды, даже заключенных выпускали из тюрем. Публи­ка на подобных зрелищах была представлена всеми слоями общества, причем бедняки даже получали от властей деньги на вход.

Театр в Древней Греции устраивался под открытым небом. Ис­полнители выступали на круглой утрамбованной площадке – орхестре. Она располагалась у подножия холма, по склону которого полукру­гом спускались скамейки для зрителей – театрон. Позади орхестры находилась скена – небольшое деревянное или каменное строение, где хранились костюмы и декорации, и актеры готовились к новой роли. С течением времени передняя часть скены, обращенная к зрителям, ста­ла изображать место происходящего действия. При Софокле появились декорации – разрисованные доски или холсты. Занавес отсутствовал.

Самым старым театром в Афинах был театр Диониса на юго-восточном склоне Акрополя. Сначала он был деревянным и сооружался только на время представлений. В 4 веке до н.э. театр Диониса был построен из камня. Он вмещал до 17 тысяч зрителей.

Главное, что отличало древнегреческого актера – маска, за­крывавшая почти всю голову. Для каждой роли имелась особая маска, по которой зритель догадывался, кто перед ним: царь или жрец, мужчи­на или женщина. Женские роли исполнялись мужчинами. Наличие маски исключало из театральной игры мимику, тем больше внимания уделялось жесту. Греческие актеры много работали над выразительностью тела, искусством движения. Кроме того, они должны были хорошо петь, тан­цевать.

Чтобы выделяться из хора, актеры надевали особую обувь на высо­ких платформах – котурны. Трагический актер был в хитоне – ши­рокой льняной рубашке, поверх которой надевался плащ – хламида.

Художественные идеи античного театра с его неразрывным синтезом поэзии и музыки навсегда остались в памяти поколений и послужили основанием для дальнейшего развития сценического искусства.

1 аналогичные представления устраивались и в других странах Древнего мира. Примером могут служить древнеегипетские мистерии, посвящен­ные богу Озирису.