Античный театр
В эпоху греческой классики в лице трех великих трагиков – Эсхила, Софокла и Еврипида – и комедиографа Аристофана свой высочайший взлет совершило и театральное искусство.
Рождение греческой драмы и театра связано с религиозно-культовыми обрядами, посвященными умирающим и воскрешающим богам плодородия, прежде всего Дионису1.
В греческой мифологии Дионис (или Вакх) – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия. С древних времен на празднествах в его честь устраивались торжественные процессии к храму. Люди наряжались в козлиные шкуры, подвязывали рога, копыта и хвосты, изображая сатиров, спутников Диониса, и хором исполняли торжественные гимны – дифирамбы. Отсюда произошло название «трагедия», в буквальном переводе означающее «песнь козлов». Наряду с дифирамбами ряженая «свита Диониса» распевала и веселые карнавальные песни, устраивала шумное веселье. Постепенно из пляшущего хора ряженых выделился запевала – корифей, партия которого все более разрасталась.
Со временем эти театрализованные представления стали частью государственных праздников, на одном из которых, в 534 году до н.э., афинский поэт Феспид впервые в дополнение к хору ввел одного актера- декламатора. Актер вступал в диалог с хором и запевалой, давал пояснения по ходу представления, изображал различных героев, то есть стал носителем действия. Вот почему 534 год до н.э. считается годом рождения мирового театра.
Итак, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актером и хором. Содержание ее было связано с мифами о Дионисе, с изображением его «страстей», смерти и воскресения. Затем стали использоваться и другие мифы, а также исторические сюжеты.
Уже во второй половине 6 века до н.э. трагедия получила значительное развитие. Кульминации же своей она достигла в демократических Афинах в 5 веке до н.э.
Классическую форму трагедии придал Эсхил, ослабив ее культовую привязанность и усилив самостоятельность театра. Он увеличил число актеров до двух, а Софокл – до трех. Так стало возможным драматическое действие, независимое от хора. Хор же начинал и завершал представление, а также комментировал события по ходу действия. Не участвуя в сюжете трагедии, хор создавал эмоциональную атмосферу, в которой пребывал герой, и эта атмосфера менялась по ходу событий. В хоре было 12 – 15 человек, но он говорил о себе в первом лице – «Я», подчеркивая монолитность народного суждения. Важно подчеркнуть, что в 5 веке до н.э. – классическом веке трагедии – хор собирался из любителей, то есть из самих афинских граждан.
Унисонное пение хора в сопровождении музыкальных инструментов, прежде всего флейт, чередовалось с разговорными диалогами и речевой декламацией, которая тоже могла иметь музыкальное сопровождение. В произведениях Еврипида появляется уже сольное пение, так называемая монодия («песнь одного») под аккомпанемент флейты или кифары.
Каждая трагедия – это борьба, она тяжела и трагична. Препятствия, возникающие на жизненном пути трагического героя, непреодолимы, они воздвигнуты роком – силой, против которой человек бессилен. Однако трагический герой готов умереть за свои убеждения.
В античном театре обычно не повторяли старых трагедий, поэтому число написанных произведений огромно: каждый из афинских трагиков создал около 100 трагедий. Однако время сохранило только малую часть написанного.
Среди дошедших до нас произведений Эсхила (7 трагедий) особое место занимает «Прикованный Прометей». Образ Прометея – один из самых ярких во всей античной трагедии, он стал символом тираноборчества,
Если Эсхил стал основоположником гражданской по своему звучанию трагедии, то Софокла больше привлекали нравственные проблемы. Его герои – это воплощение нравственного идеала античности, люди, наделенные огромной силой духа. Таков Эдип («Царь Эдип», «Эдип в Колоне») – без вины виноватый, невольно совершивший ужасный грех и, чтобы искупить его, выколовший себе глаза. Такова Антигона («Антигона»), идущая ради любви к брату на подвиг и смерть.
Иного героя выдвигает трагедия Еврипида, который показывает человека со всеми его слабостями и пороками, не стремясь возвысить, «приподнять» над обыденностью. Исследуя человеческую природу, Еврипид акцентирует в ней глубокие противоречия, душевное смятение, борьбу страстей. Его герои одержимы любовью, ревностью, порой ради личного счастья они идут на преступления. Именно у Еврипида тема любовной страсти впервые становится основой трагического действия. Так, «Медея» – трагедия оскорбленной любви и ревности, «Ипполит» – трагедия преступной любви (любовь Федры к собственному пасынку).
Наиболее выразительны у Еврипида женские образы – Медея, Федра, Электра, Ифигения. Особенно выделяется в этом ряду возвышенно-героический образ юной Ифигении («Ифигения в Авлиде» и «Ифигения в Тавриде») – дочери, приносимой в жертву родным отцом. Все душевные силы ее направлены на благо своей отчизны. Тема патриотизма, готовности к подвигу была подсказана Еврипиду событиями современной ему действительности: в эпоху тягостной для всей Греции Пелопоннесской войны поэт призывал думать о спасении родины.
Подобным стремлением – выразить в художественной форме наиболее актуальные общественные, этические, философские проблемы своего времени – пронизана вся античная трагедия.
Наряду с трагедией античный театр знал и комедию. Ее происхождение также берет начало от обрядовых действ в честь Диониса с шествием веселой толпы ряженых, их песнями и шутками (с ними и связано название жанра, которое можно перевести как «песня гуляк»). Расцвет древнегреческой комедии связан с творчеством Аристофана, где дается смелая сатира на политическое и культурное состояние Афин в пору начавшегося в 4 веке до н.э. кризиса демократии («Всадники», «Мир», «Лягушки», «Облака»).
Подобно трагедии, античная комедия была музыкальной: она сопровождалась хоровыми и сольными песнями, веселыми танцами. В соответствии с общим характером жанра – остро сатирического, порой грубоватого, непринужденного – музыка тоже была легкой и живой.
Театральное зрелище считалось в Древней Греции событием государственной важности. Театральные представления проводились во время общенародных праздников и продолжались 3 – 4 дня с самого утра до захода солнца. Все дела на это время приостанавливались, закрывались суды, даже заключенных выпускали из тюрем. Публика на подобных зрелищах была представлена всеми слоями общества, причем бедняки даже получали от властей деньги на вход.
Театр в Древней Греции устраивался под открытым небом. Исполнители выступали на круглой утрамбованной площадке – орхестре. Она располагалась у подножия холма, по склону которого полукругом спускались скамейки для зрителей – театрон. Позади орхестры находилась скена – небольшое деревянное или каменное строение, где хранились костюмы и декорации, и актеры готовились к новой роли. С течением времени передняя часть скены, обращенная к зрителям, стала изображать место происходящего действия. При Софокле появились декорации – разрисованные доски или холсты. Занавес отсутствовал.
Самым старым театром в Афинах был театр Диониса на юго-восточном склоне Акрополя. Сначала он был деревянным и сооружался только на время представлений. В 4 веке до н.э. театр Диониса был построен из камня. Он вмещал до 17 тысяч зрителей.
Главное, что отличало древнегреческого актера – маска, закрывавшая почти всю голову. Для каждой роли имелась особая маска, по которой зритель догадывался, кто перед ним: царь или жрец, мужчина или женщина. Женские роли исполнялись мужчинами. Наличие маски исключало из театральной игры мимику, тем больше внимания уделялось жесту. Греческие актеры много работали над выразительностью тела, искусством движения. Кроме того, они должны были хорошо петь, танцевать.
Чтобы выделяться из хора, актеры надевали особую обувь на высоких платформах – котурны. Трагический актер был в хитоне – широкой льняной рубашке, поверх которой надевался плащ – хламида.
Художественные идеи античного театра с его неразрывным синтезом поэзии и музыки навсегда остались в памяти поколений и послужили основанием для дальнейшего развития сценического искусства.
1 аналогичные представления устраивались и в других странах Древнего мира. Примером могут служить древнеегипетские мистерии, посвященные богу Озирису.