История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Культура архаической Греции

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура античной Греции

Архаический период – это время наиболее интенсивного развития античного общества, когда оно приобретает определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами. Именно тогда формируются классическое рабство, полис как основная форма политической организации, демократическая форма правления. Вырабатывается этническое самосознание: греки начинают осознавать себя единым народом. Рождаются понятия эллины, Эллада – с одной стороны, и варвары – с другой. Тогда же закладываются основы античной культуры.

Эпоха архаики – время становления греческой архитектуры, основные достижения которой связаны со строительством храмов. Греческие храмы были центрами общественной и деловой жизни полиса. Первоначально они строились на акрополях – укрепленных возвышенностях города, позднее стали возводиться на главных городских площадях. В отличие от христианских храмов, древнегреческие святилища не предназначались для собрания верующих. Народ во время культовых действий оставался вне помещения храма, видя его только снаружи. Это вызвало особое внимание к внешнему облику здания.

Основной тип древнегреческого храма – периптер («оперенный»), храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Уже в ранних постройках отчетливо выражено стремление к гармонии, соразмерности всех элементов архитектурного целого. Строительство храма было подчинено определенным правилам, обеспечивающим равновесие частей конструкции. Так складывается греческий архитектурный ордер (от латинского «ordo» – «порядок») – система пропорционального соотношения между несущими и несомыми частями постройки. Ордерное знание имеет ступенчатое основание, ряд вертикальных опор – колонн (несущие элементы) и балочное перекрытие – антамблемент (несомая часть).

В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом. Дорический стиль более мужественный, простой и мощный, ионический наряднее, легче и изящнее. Дорическая колонна тяжеловесна, ниже середины немного утолщена. Верхняя часть колонны – капитель – состоит из двух каменных плит, круглой нижней и квадратной верхней. Впоследствии колонны дорических храмов нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).

По сравнению с дорический, колонна ионического ордера более стройна и нарядна. Она имеет основание – базу, капитель украшена двумя изящными завитками – волютами. Карниз – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания, – богато декорирован.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, широкое распространение получил коринфский стиль, щедро украшенный растительными мотивами.

В эпоху архаики было возведено множество храмов дорического и ионического стилей в различных греческих городах. Постройками дорического оредара являются храмы Геры и Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии (2-я половина 6 в. до н.э.). Ионические храмы – Артемиды в Эфесе, Геры на о-ве Самос. Все древнегреческие храмы покрывались многоцветными росписями, блистая на солнце множеством красок.

В архаический период возникает и монументальная скульптура – новый вид искусства, ранее неизвестный Греции. Наиболее типичными образцами архаической монументальной скульптуры были куросы и коры. Курос – статуя обнаженного юноши-атлета, кора – статуя стройной девушки в длинных одеждах. Так изображались и простые смертные, и боги, при этом создавался не индивидуализированный, а обобщенный образ. В мужских фигурах подчеркивалось атлетическое сложение, сила, мужество, в женских – благородная сдержанность и мягкость. Все куросы и коры стоят прямо, руки плотно прижаты к телу. Глаза широко открыты, уголки губ слегка приподняты (так называемая «архаическая улыбка»).

В эпоху архаики высочайшего уровня достигло искусство художников, которые занимались росписью глиняных ваз. Эти рисунки исполнялись в различной технике, например, чернофигурной или краснофигурной. В чернофигурных вазах на красноватый фон глины наносился рисунок, выполненный густым черным лаком. В краснофигурных, наоборот, черным лаком покрывался фон, фигуры же сохраняли естественный цвет глины, что позволяло более детально прорисовывать формы. Мастера с помощью линий намечали складки одежды, мускулы, черты лица. Содержание росписей обычно связано с мифологией, гомеровским эпосом, с изображением бытовых сцен.

Самыми значительными мастерами чернофигурной вазописи были Клитий и Эксекий (среди наиболее знаменитых его работ – амфора с изображением играющих в кости Ахилла и Аякса). Крупнейшим представителем краснофигурного стиля был Евфроний.

Формы сосудов столь же различны, как и их функции: в амфорах и кратерах хранили и смешивали вино с водой, килики и ритоны предназначались для питья, лекифы служили для культовых целей и так далее.

Основным достижением архаической эпохи в области литературы стало создание лирической поэзии (7 век до н.э.), которая пришла на смену героическому эпосу. Впервые в истории античной культуры поэзия заговорила о личных переживаниях человека.

Термин лирика связан с лирой: древнегреческие поэты не просто читали, а пели свои стихи, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Вероятно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства. Другое название поэзии, исполнявшейся под музыкальный аккомпанемент, – мелика, от греческого слова «melos» – песня, мелодия.

Центром лирики стал остров Лесбос. Здесь рано возникли свои музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из разных областей эллинского мира. Одну из таких школ, для знатных девушек, возглавляла Сапфо (Сафо), жившая в 6 веке до н.э. – гениально одарённая поэтесса античности, умная, прекрасная собой. Ее творчество может считаться классическим образцом поэзии любви.

Другим замечательным представителем музыкально-поэтической школы Лесбоса был Алкей, современник Сапфо. Излюбленные темы его творчества – политическая борьба, изгнание, пиршественное застолье, любовь.

Славу античной лирики составили также произведения Архилоха, который вместо гекзаметра ввел в литературу новые стихотворные размеры (ямб, трохей), Анакреонта – певца мирских наслаждений, Тиртея, ставшего символом поэзии, воодушевляющей воинов на битву, Пиндара – создателя торжественных од-гимнов в честь родного отечества, победителей общегреческих спортивных игр.

К величайшим культурным достижениям греческой архаики относятся также рождение драмы, которая стала синтезом ранее сложившихся родов литературы, и появление «науки всех наук» – философии. Наконец, с архаической эпохой связано создание алфавитного письма: дополнив и преобразив финикийскую слоговую систему, греки изобрели всем доступный способ фиксации информации, который лег в основу европейских алфавитов.