Излюбленные формы римской архитектуры
Еще во 2 веке до н.э. римские строители изобрели бетон, что позволило им широко применять сводчатые конструкции. Самый характерный элемент римской архитектуры – арка, дугообразное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы, образовывали великолепные ажурные аркáды, подчас в несколько ярусов. Они украшали мосты и акведуки, использовались при устройстве открытых галерей, идущих вдоль стены здания.
Соединение арочной конструкции с греческими колоннами породило специфически римское изобретение – ордерную аркаду. Наиболее классическое воплощение эта система получила в Колизее.
При высоте 48,5 метров Колизей был разделен на четыре огромных яруса, а наружная часть – на три аркады, располагавшиеся одна над другой; каждая имела по 80 арок. В нижнем ярусе арки отделены друг от друга дорическими полуколоннами, в среднем – ионическими, в верхнем – коринфскими.
Ордерная аркада использовалась в римской архитектуре повсеместно, в первую очередь при постройке общественных зданий на парадных площадях. Отдельно стоящая арочно-ордерная ячейка стала основой триумфальной арки – специфически римского сооружения.
Триумфальные арки возводились на дорогах и площадях в честь военных побед и предназначались для церемонии торжественного въезда победителя. Такова, к примеру, мраморная арка императора Тита, построенная около римского форума в память о победе над Палестиной. Она служила постаментом для бронзовой скульптурной группы, изображавшей императора и богиню победы Викторию на колеснице.
Производными от арки формами явились свод и купол – перекрытия зданий, имеющие выпуклую форму.
Непревзойденным образцом римской купольной постройки является Пантеóн – «храм всех богов», купол которого до конца XIX века оставался самым большим в мире. Этот купол – чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Тяжелый и массивный снаружи, внутри он покоится на опорных стенах с необычайным спокойствием и легкостью.
Пантеон – первый античный храм, в котором образный акцент перенесен с внешнего вида на внутреннее убранство. Очень скромному, даже суровому внешнему облику здания ярко контрастирует удивительная красота интерьера. Один из ее секретов – точно найденная соразмерность пропорций: диаметр1 здания почти равен его высоте, а высота купола равна высоте стен, на которые он опирается.
Пантеон изумляет и совершенно особым распределением света, направленного сверху вниз: поток солнечных лучей льется в храм из круглого девятиметрового окна в центре купола («глаз Пантеона»).
Ныне Пантеон – национальный мавзолей, где покоятся выдающиеся деятели национального искусства.
1 Храм представляет собой ротонду, то есть круглую в плане постройку.