История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Излюбленные формы римской архитектуры

Лекции по истории мировой культуры на musike.ru :

Художественная культура Древнего Рима

Еще во 2 веке до н.э. римские строители изобрели бетон, что поз­волило им широко применять сводчатые конструкции. Самый характерный элемент римской архитектуры – арка, дугообразное перекрытие проема в стене или пространства между двумя опорами. Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы, образо­вывали великолепные ажурные аркáды, подчас в несколько ярусов. Они украшали мосты и акведуки, использовались при устройстве откры­тых галерей, идущих вдоль стены здания.

Соединение арочной конструкции с греческими колоннами породило специфически римское изобретение – ордерную аркаду. Наиболее классическое воплощение эта система получила в Колизее.

При высоте 48,5 метров Колизей был разделен на четыре огромных яру­са, а наружная часть – на три аркады, располагавшиеся одна над дру­гой; каждая имела по 80 арок. В нижнем ярусе арки отделены друг от друга дорическими полуколоннами, в среднем – ионическими, в верхнем – коринфскими.

Ордерная аркада использовалась в римской архитектуре повсемест­но, в первую очередь при постройке общественных зданий на парадных площадях. Отдельно стоящая арочно-ордерная ячейка стала основой триумфальной арки – специфически римского сооружения.

Триумфальные арки возводились на дорогах и площадях в честь военных побед и предназначались для церемонии торжественного въезда победи­теля. Такова, к примеру, мраморная арка императора Тита, построен­ная около римского форума в память о победе над Палестиной. Она слу­жила постаментом для бронзовой скульптурной группы, изображавшей императора и богиню победы Викторию на колеснице.

Производными от арки формами явились свод и купол – перекрытия зданий, имеющие выпуклую форму.

Непревзойденным образцом римской купольной постройки является Пантеóн – «храм всех богов», купол которого до конца XIX века оставался самым большим в мире. Этот купол – чудо инженерного искусства и тонкого художественного вкуса. Тяжелый и массивный снаружи, внутри он покоится на опорных стенах с необычайным спокойствием и легкостью.

Пантеон – первый античный храм, в котором образный акцент перенесен с внешнего вида на внутреннее убранство. Очень скромному, даже суровому внешнему облику здания ярко контрастирует удивительная красота интерьера. Один из ее секретов – точно найденная соразмер­ность пропорций: диаметр1 здания почти равен его высоте, а высота купола равна высоте стен, на которые он опирается.

Пантеон изумляет и совершенно особым распределением света, направленного сверху вниз: поток солнечных лучей льется в храм из круглого девятиметрового окна в центре купола («глаз Пантеона»).

Ныне Пантеон – национальный мавзолей, где покоятся выдающиеся деятели национального искусства.

1 Храм представляет собой ротонду, то есть круглую в плане постройку.