Фантазия f-moll Шопена
(ор. 49, опубликована в 1842 г.)
Жанр фантазии восходит к позднему Возрождению. Подобно прелюдии, он связан со свободной импровизационностью, но, в отличие от нее, отмечен большей монументальностью, концертностью. Таковы фантазии Баха, Моцарта, Шуберта («Скиталец»), Шумана (фортепианная фантазия C-dur).
Шопен трактует свою фантазию как грандиозную романтическую балладу, хотя и не называет ее так. Чрезвычайно ярко представлен в ней свободный балладный стиль, а также характерные черты одночастной свободной формы, сочетающей элементы различных классических форм.
Фантазия начинается с большого (42 такта) медленного эпического вступления – Пролога. Он основан на двух маршеобразных темах, развитых по правилам сонатной экспозиции. 1-я тема подобна гл. п., состоящей из двух контрастных элементов: один – унисонный, в низком регистре, сурово-вопросительный; другой – более мягкий и светлый, звучащий как ответ на предыдущий вопрос. Он характеризуется более полной аккордовой звучностью, более высоким светлым регистром. Вместе с тем, оба элемента подчинены пунктирному ритму марша. За начальным 4хтактом следует серия его видоизмененных повторений, обостряющих контраст между элементами. При этом развитию подвергается только второй элемент, который в конце концов обособляется в новую самостоятельную 2-ю тему.
Эта 2-я тема (как бы побочная) имеет рыцарски-благородный характер, отличается мажорным колоритом (строится на модулирующей секвенции, затрагивающей только мажорные тональности), уверенной поступью марша, аккордовой фактурой.
Затем следует заключительная партия, объединяющая некоторые свойства обеих предыдущих тем. Поскольку все темы проходят в главной тональности, возникает сходство не с обычной классической экспозицией, а скорее с первой (оркестровой) экспозицией классического концерта.
После Пролога начинается своеобразная связующая часть, построенная на триольной фигурации. Она контрастирует с предыдущим материалом во многих отношениях. Там – строгая маршевость, противопоставление контрастных элементов, замкнутое целое, господство главной тональности, оркестровые ассоциации. Здесь – декламационность, импровизационная свобода (смены темпа, длительные остановки, ферматы) – аналогии со вступлением «сказителя»; однородный тематизм; тональная неустойчивость, «открытая» форма.
Связующая часть по своему значению сходна с классическим сонатным вступлением. Ее материал затем будет открывать разработку и коду (как и в «Патетической» сонате Бетховена). Она завершается большим темповым и динамическим нарастанием, непосредственно вливающимся в сонатное аллегро.
Главная партия содержит элемент лирического порыва, воспринимается как взволнованный рассказ-повествование. Как и вся фантазия в целом, она отмечена ладовой переменностью: в ней две различные темы – f-moll (9 т.) и As-dur (8 т.). Первая тесно связана с первым элементом темы Пролога, вторая вытекает из развития второго элемента. Первая тема напряженно-устремленная, предыктовая, метрически свободная благодаря синкопированному ритму. Вторая тема тоже лирически взволнованна, но образ ее более светлый, женственный.
Далее неустойчивое секвентное построение приводит развитие к тональности c-moll и здесь появляется новая тема, которая в первый момент воспринимается как побочная. Это фраза драматического характера, повторяющая в более сжатой форме основной контраст главной партии. Однако собственно побочная появляется позже, в Es-dur. Это триумфальная, мужественная «тема героя» – кульминация экспозиции. Как и в предыдущих темах, в ней налицо сопоставление двух элементов – быстрого энергичного мелодического взлета октавами и ответного – аккордового.
Заключительная партия – тоже энергичный марш, но приглушенный, несколько таинственный, чисто диатоничный, с элементами хоральных гармоний.
В целом, образы экспозиции при всей их контрастности представляют одну образную плоскость, один мир. Это мир «земных» реалий. Основной контраст же лежит не внутри экспозиции, а за ней.
Экспозиция заканчивается прерванной каденцией и прорывом неустойчивых элементов (это вступительный раздел внутри разработки, который по выразительности и материалу связан со вступлением). Через несколько тактов звучит несколько омраченная, «усталая» главная тема, а вслед за ней начало связующей партии. Оно приводит к постепенному умиротворению, успокоению и после этого как некое божественное видение появляется новый эпизод в разработке, контрастирующий всему предшествующему развитию в целом. Звучность приобретает органный, хоральный характер, резко меняется темп (Lento Sostenuto), метр (3/4 вместо 4/4), тональность (далекий H-dur). Характер спокойный, отрешенный.
Lento воспринимается как обособленная медленная часть цикла со своей особой внутренней структурой (простая 3-хчастная форма). Содержание этого эпизода можно связать с общими идеями романтической эстетики: от «жизненных бурь» – через успокоение – к молитве, обращению к Богу или мечте по идеалу.
Далее следует новый «взрыв», подобный внезапному пробуждению, и через несколько тактов начинается реприза. Весь материал экспозиции здесь переносится на кварту вверх, но музыкальное развитие более энергично и непрерывно.
Окончательный вывод дается в коде. Кода содержит:
– вступительное построение, аналогичное начальному разделу разработки;
– основную часть: в As-dur на ff проводится первая фраза (2 т.) центрального эпизода. Эта величественная хоральная фраза переходит в свободный речитатив в совершенно особом изложении – рр, без сопровождения, ad libitum (без строгой метрической основы, с ферматами);
– заключительный раздел – непрерывное фигурационное движение на тонике As-dur, постепенно «возносящееся» в самый высокий регистр и там замирающее.
Таким образом, ни одна из тем экспозиции в коде не появляется. Следовательно, разрешение некоего основного противоречия, основного контраста происходит не «внутренним» путем, а путем его перевода в другую – идеальную, возвышенную область.