История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Шуберт, «Лебединая песня»

После смерти Шуберта среди его рукописей были найдены замечательные песни, созданные в последние полтора годы жизни композитора. Издатели произвольно объединили их в один сборник, названный «Лебединой песней». Сюда вошли 7 песен на слова Л. Рельштаба, 6 песен на слова Г. Гейне и «Голубиная почта» на текст И.Г. Зейдля (самая последняя из сочиненных Шубертом песен).

Среди песен на стихи Рельштаба выделяются «Приют» и  «Серенада».

В песне «Приют» через образ бури передается конфликт мятежной личности с окружающей действительностью. Остинатная ритмическая пульсация сопровождения заставляет вспомнить балладу «Лесной царь». Кульминационный возглас в заключительной строфе песни выделен «шубертовской субдоминантой» (минорным трезвучием VI ступени в миноре, имеющим мрачную и суровую окраску).

Песни на тексты Гейне

Песни на тексты Гейне составили качественно новый этап песенного творчества Шуберта, «новое слово», устремленное в будущее, к песням Шумана, Брамса, Вольфа. Шуберт обратил внимание, в первую очередь, на те стихотворения Гейне, в которых наиболее острое выражение получает конфликт с действительностью («Атлас», «Город», «Двойник»). Кроме того, стихотворения Гейне богаты подтекстом. Например, в песне «Атлант», используя мифологический образ великана, обреченного вечно нести груз земли, Гейне иносказательно обрисовывает участь передового человека своего времени.

Со стороны музыкального языка гейневские песни обнаруживают ряд своеобразных черт:

  • широко используется жанр драматического монолога;
  • появляется новый тип мелодики – мелодизированный речитатив (он встречается во всех песнях на тексты Гейне, кроме «Рыбачки»);
  • в большинстве песен нет повторений в тексте – каждый такт полон значения;
  • очень экономное использование звукоизобразительности. Нет ни одной изобразительной детали, которая не имела бы выразительного значения;
  • гармония, в целом, еще смелее, чем в песнях «Зимнего пути», которые вплотную подводят к песням на сл. Гейне. Широко применяются всевозможные виды неполных, «пустых» созвучий. Пустые кварто-квинтовые звучания, без терции, приобре­тают особую – резкую и неопределенную окрашенность («лейттема» фортепианной партии в «Двойнике»);
  • широко используется интонация (V)– bVI – V (есть и в «Зимнем пути»).

Замечательный образец преломления гейневской лирики у Шуберта – «Двойник». Эта песня является кульминацией и итогом развития трагической темы в творчестве Шуберта. «Двойник» подобен драматическому монологу, пронизанному тоской одино­чества. Его мелодика основывается на декламационно-речевых оборотах – приглушенных, часто обрывающихся паузами. В первой строфе она скована узким диапазоном, упорным опеванием квинты лада – звука «fis». Во второй строфе мелодический диапазон расширяется до децимы с захватом в кульминации еще и верхнего «g», интонации приобретают обостренный экспрессивный характер. Третья строфа воз­вращает мелодику в русло скованной речитации, но только в начале: модуляция в dis-moll сопровождается появлением устремленных взволнованных интонаций, за которыми следует распевное заключение. Само смелое вторжение в чуждую тональную сферу вскрывает всю дисгармонию душевного состояния человека.

Через всю песню проходит краткий, скованный, мрачный мотив фортепианной партии, повторяющийся по принципу basso ostinato (отсюда – сходство с пассакалией), создавая образ роковой неизбежности. В верхнем голосе размеренных аккордов ясно «читается» символ «креста», вызывая ассоциации со скорбными образами Баха (они усиливаются тональной окраской – h-moll). Видимую статичность, неподвижность аккордовой фактуры восполняет гармоническая насыщенность, динамические взрывы, внутритональные сдвиги. Так, необычный и сложный для шубертовского времени гармонический оборот появляется в момент кульминации ведь те же муки во мне самом!»). В фортепианном заключении использовано «неаполитанское» трезвучие, а также плагальный каданс с разрешением в Т одноименного мажора.