Поздние сонаты Бетховена
К поздним сонатам относятся сонаты №№ 28–32, период 1816-1822 гг.
Позднее творчество Бетховена (5 последних фортепианных сонат, 5 последних квартетов, «33 вариации на вальс Диабелли», фортепианные Багатели ор. 126) долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его [1].
Сохранив верность классическим идеалам, композитор нашел новые формы и средства их воплощения, граничащие с романтическими, но не переходящие в них. Центральная для Бетховена идея борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли. В поздних сочинениях Бетховен нередко обращается к форме фуги, наиболее подходящей для воплощения философского содержания.
Стиль «позднего» Бетховена
Все исследователи сходятся на том, что произведения, созданные Бетховеном в последние годы его жизни, качественно отличаются от предшествующих. В них сформировался особый стиль – стиль «позднего» Бетховена. Главные черты этого стиля:
- Возросшее стремление к философскому осмыслению жизни. Революционный пафос уступает место более возвышенному, созерцательному восприятию мира;
- При сохранении интереса к героике – подчеркнутое внимание к личным переживаниям человека. Отсюда – усиление психологического начала (характерная тенденция эпохи романтизма);
- Еще одна типично романтическая тенденция – «вокализация» инструментальной музыки (ариозо в сонате № 31, ариетта в № 32, каватина в квартете № 13). Лирические темы, не теряя простоты и ясности, становятся более напевными, «вокальными»; их контуры – более мягкими, гибкими, плавными; дыхание – более непрерывным, протяженным; мелодика лишается былого оттенка маршевости, строгости;
- Особая сосредоточенность на камерных жанрах (это инструментальная соната, камерный ансамбль, фортепианная миниатюра);
- Колоссальный рост масштабов медленных частей (II ч. сонаты № 32, III ч. сонаты № 26);
- Преобладание лирики не только в медленных, но и в сонатных частях, что выражается в лирическом характере главных тем сонатных allegri;
- Чрезвычайно возросшее значение полифонии, что связано с усилением рационального, философского начала (фуги в сонатах № 26, 31, в I части квартета № 14, в финале 9-й симфонии, в «Торжественной мессе»);
- Смелые нарушения структуры сонатного цикла (по две части в сонатах №№ 24, 27, 32, 7 частей в квартете № 14);
Всё это говорит о том, что в поисках новых путей Бетховен, в последний период своего творчества, шел в направлении, общим с композиторами-романтиками.
[1] Одним из таких людей стал князь Николай Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра «Освящение дома» (1822).