История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Струнные квартеты Моцарта

Среди множества камерных ансамблей Моцарта (всевозможные трио, квартеты, квинтеты) выделяются именно струнные квартеты.

Моцарт в квартетном жанре – ученик Гайдна, хотя он начал писать струнные ансамбли задолго до их знакомства и создал немало красивой и приятной музыки. Но трудно сравнивать с этими ранними сочинениями шесть квартетов, сочиненных в 1781-85 году и посвященных «дорогому другу Гайдну»[1]. Это произведения рассчитаны не просто на профессионалов, но даже на своеобразную элиту – они адресованы великому композитору, который в состоянии оценить все тонкости формы, гармонии и полифонии. Естественно, и исполнять их должны были знатоки своего дела. Очень выделяется «Диссонантный квартет» До-мажор с необычным медленным вступлением первой части, где слышатся резкие гармонические перечения. Квартет Соль-мажор завершается финалом–фугой, предвосхищающей финал симфонии «Юпитер».

Квартет d-moll (К.421)

Особо популярен ре-минорный квартет [2]. Это музыка о жизни и смерти, об их таинственном единстве и противостоянии. Справедливость такого прочтения подтверждается и использованием в квартете традиционных фигур и оборотов, связанных с образами скорби и страдания. В первой части это ритм, напоминающий о траурном марше (но в лирическом преломлении), нисходящая линия баса, хроматизмы. Медленная часть скорее сумрачна, хотя написана в мажоре. Менуэт напоминает соответствующую часть из симфонии соль минор: та же неквадратность, резкий драматизм и полное отсутствие галантной танцевальности. Финал – вариации на тему в жанре сицилианы. Хотя сицилиана привносит бытовой оттенок, она может трактоваться и как завораживающе-жутковатый танец смерти (danse macabre).

После «гайдновских» Моцарт в 1790 году написал еще три так называемых «прусских» квартета (по заказу прусского короля Фридриха Вильгельма II, игравшего на виолончели). В техническом отношении они стоят на том же уровне, что и «гайдновские», но по содержанию явно проще: композитор старается не отпугнуть слушателей с первых же тактов ни сложностью гармонии, ни полифоническими изысками.


[1] Данные квартеты Моцарта, в свою очередь, сказались на более позднем гайдновском ор.76. Но у Моцарта в целом больше личной экспрессии.

[2] Этот квартет явно повлиял на поздние квартеты Гайдна (ре минор и ре мажор из ор.76). Но Гайдн, конечно же, не достигает такой степени психологического драматизма и исповедальной откровенности.