История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

«Итальянский концерт» Баха

Новый для клавирной музыки жанр концерта, создателем которого справедливо считается И.С. Бах, возник на основе переложений для клавира итальянских скрипичных концертов (в первую очередь – Вивальди). Интересно, что почти все баховские клавирные концерты (7) первоначально были созданы как скрипичные, а уже затем перекладывались им для клавира. Главным итогом исканий композитора в этой области явился «Итальянский концерт», созданный в 1735 году.

Это название, данное самим Бахом, указывает на происхождение концертного жанра, родиной которого была Италия. Произведение написано для клавира с двумя мануалами, без оркестрового сопровождения. Принцип концертности проявляется в большой развитости голосов клавирной фактуры.

Композиция опирается на традиции концертов Вивальди – это трехчастный цикл с быстрыми, действенными крайними частями и лирической, медленной средней частью.

Музыкальный стиль и основное настроение «Итальянского концерта» определяет его начальная тема – энергичная и жизнерадостная. Она изложена в ясной и простой форме, состоящей из двух 4-тактных предложений. Их тональное соотношение (F-dur и C-dur) напоминает сопоставление темы и ответа в экспозиции фуги.

Влияние полифонического мышления обнаруживается и в дальнейшем развитии темы. После изложения начального 8-такта («ядро» темы) характерные интонации «растворяются» в общих формах движения. Музыка приобретает текучесть, свойственную полифоническим формам: в ней не возникает обособленных, отграниченных друг от друга частей. Переходы от мотива к мотиву отличаются плавностью, уже прозвучавший материал практически не возвращается (в отличие от тематизма венских классиков).

Вместе с тем, в общей композиции I части намечаются черты будущей сонатной формы. В ней три раздела. Первый содержит экспозиционный показ тематического материала. Второй представляет его разработку. Третий содержит репризное повторение основной темы.

Экспозиционный раздел включает, помимо основной, и другую тему – более мягкую и прозрачную, изложенную в более скромной фактуре. Она строится аналогично первой, на сопоставлении «ядра» и развертывания, причем появляющиеся в процессе этого развертывания новые интонации оказываются чрезвычайно близкими интонациям первой темы. В отличие от побочной темы в классической сонатной форме, эта вторая тема изложена в основной тональности F-dur, и лишь в процессе развития она модулирует в тональность доминанты – C-dur.

1 часть

Разработочный раздел в I части концерта отличается масштабностью и насыщенностью развития. Приемы письма, которые используются здесь Бахом, характерны как для гомофонно-гармонических, так и для полифонических форм. Это вычленение мотивов, их секвенцирование, имитации, варьирование отдельных оборотов мелодии. Используются обе темы, причем каждая вбирает интонации другой. Периодически повторяющееся тематическое ядро основной темы (оно проводится трижды) сопоставляется с интонационно более нейтральными эпизодами мелодического развертывания, что характерно для инструментальных концертных форм эпохи барокко. В результате возникает некоторое сходство с рондо.

В репризе первая тема проходит целиком, вторая же отсутствует (вероятно, потому, что именно ее мажорный вариант завершал разработку).

2 часть

Во II части концерта на смену действенности приходит созерцание. Это лирическое Andante в параллельном миноре. Тема Andante, звучащая в верхнем, «флейтовом» регистре на фоне ритмически ровного сопровождения, наделена чертами импровизационности. Многочисленные синкопы, сглаживающие сильные доли, ритмическая свобода, придают музыке текучесть.

Форма Andante двухчастна, подобно строению многих баховских арий, прелюдий и танцев в сюитных циклах. Первая часть завершается модуляцией в параллельный мажор, во второй же части почти безраздельно господствует d-moll. Интонации темы, певучие, спокойные и мягкие вначале, во второй части становятся более напряженными, декламационными.

Финал

Музыка финала вызывает ассоциации с картиной народного праздника. Она воплощает не индивидуальные чувства, а общее настроение праздничного веселья. Основная тема финала имеет очевидное сходство с начальной темой I части – тот же размашистый скачок в начале, те же бойкие танцевальные ритмы, светлые мажорные краски. Однако темп здесь не просто оживленный, а стремительный, и гораздо больше «летящих» гаммообразных пассажей.

Общие контуры формы, тональный план в крайних частях «Итальянского концерта» сходны. В финале тоже есть вторая, «побочная» тема, которая проходит в экспозиции в главной тональности. Как и в I части, периодическое возвращение основной темы вносит в композицию черты рондообразности.