История зарубежной музыки | История мировой культуры | Русская музыкальная литература | Новости

Жанр большого концерта в творчестве Генделя

Сoncerti grossi (ор.3 и ор.6) представляют собой наиболее значительную часть его инструментального творчества. Они получили известность в 30-х годах XVIII века (примерно через четверть века после смерти А.Корелли). Этот жанр, несмотря на свою молодость, тогда уже прочно вошел вконцертную жизнь европейских стран.

Интерес Генделя к concerto grosso, надо полагать, возник в Италии, когда он встречался с Корелли и мог неоднократно слушать его произведения[1].

Если Бах разрабатывал определенный тип концертного цикла, то Гендель в известной мере «импровизировал» его состав, чаще всего как раз избегая темповой симметрии быстро – медленно – быстро. Он более тяготел к сюитному типу мышления. Самой главной особенностью его концертов является принцип многопланового контраста. Торжественность медленного вступления оттеняется то энергией полифонического развития, то танцевальной грацией, то лирической напевностью. При этом композитор стремится подчеркнуть саму специфику концертного стиля в понимании своего времени. Отсюда более гомофонный склад в одних частях, переклички групп инструментов в других, выделение «поющей» мелодии в партии солистов в третьих.

Многие концерты открываются увертюрами французского или итальянского типа. В большинстве сочинений присутствует, по меньшей мере, одна фугированная часть, обычно она быстрая. Фугированные разделы есть и в увертюрах.

Генделевские concerti grossi чаще всего состоят из 5 частей, хотя есть и 4-е, и 6-ти частные, и даже циклы из 8 частей (традиция Корелли). Довольно часто в них встречаются танцы, характерные для сюит – полонез, менуэт, мюзет, аллеманда, жига, сарабанда.

Как и для Баха, концерт для Генделя – произведение по преимуществу ансамблевое. Партии сoncertino иgrosso непротивостоят друг другу, авзаимодействуют, порой даже полностью сливаются. Concerti grossi ор.3 предназначены для струнного состава с basso continuo и двух гобоев (либо флейт или фаготов)[2]. Концерты ор.6 – только для струнных и basso continuo, причем концертируют две скрипки. И в том и в другом опусе есть прямые связи с оперно-ораториальной музыкой композитора.

Concerto grosso g-moll ор.6 №6

Двенадцать Больших концертов ор.6, изданных Генделем в Лондоне, были сочинены всего за один месяц осенью 1739 года. Входящий в эту серию концерт соль минор (ор.6 №6) предназначен дляструнного оркестра ицифрованного баса, партию которого обычно исполняют наклавесине. Функции всех партий равноценны.

Пять частей концерта составляют стройный, симметричный цикл. Его центр– пасторальный Musette (третья часть), словно вторжение «сельского жанра» в лирико-драматическую сферу. Пообе стороны отмюзетта расположены парами две первые идве последние части. Они примерно равны помасштабам. Между частями возникают многообразные связи. Так, например, темповое соотношение первых двух частей (медленно – быстро) напоминает французскую увертюру, а их строение образует как бы «малый полифонический цикл» (прелюдия – фуга). Связь подчеркнута автентическим соотношением D–Т на грани частей.

Две последние части родственны и в образном, и втемповом отношении. Обе быстрые, полны оживления, устремленности. Они представляют собой два варианта финала (четырехдольное итрехдольное Allegri).

Все части концерта, кроме третьей, написаны в основной тональности g-moll. III часть – Musette – в Es-dur (это единственная мажорная часть). Линия образного развития вконцерте идет отскорбно-величавого раздумья, через контраст мужественной энергии испокойного созерцания — к действенной энергии.

Музыка I части (Larghetto affetuoso) отличается суровым величием и трагедийным пафосом (ритм сарабанды, насыщенная хоральная фактура, драматические восклицательные возгласы).

Во II части, фуге, создается образ могучий, сильный, вместе с тем – беспокойно-напряженный. Темафуги типична для Генделя: энергичная, срешительными скачками наквинту иоктаву,упругим чеканным ритмом: Проведений темы не много, но ее интонациями пронизаны все противосложения иинтермедии. Такой процесс развития предвосхищает симфоническую разработочность.

Характерно для генделевского стиля и сочетание полифонического развития саккордово-гармоническим складом. Аккордовые вертикали временами даже затушевывают полифоническую природу жанра фуги.

III часть концерта– Musette. Его музыка течет плавно, спокойно, развертывается длительно, настраивая насозерцательный лад. Тональность — светлый ми-бемоль мажор, выдержанные «волыночные» басы создают ощущение устойчивости ипокоя. Танцевальная ритмика Musette очень пластична. Певучая мелодия звучит преимущественно ввысоком регистре, расположение голосов ваккордах— широкое, «просторное».

Musette написан вшироко развернутой трехмастной форме сконтрастной серединой. Всреднем разделе движение ускорено, меняется ритм, усилено общее звучание: это торжественная имощная кульминация всей части.

IV часть концерта своей широтой, мощью и торжественностью напоминает многие ораториальные хоры Генделя. Основная тема несколько сходна сфугой (второй частью): размашистые скачки, энергичный ритм, массивность аккордовой фактуры.

Гомофонный склад переплетается вэтой части сприемами развития, характерными дляполифонических форм: тема то рельефно выступает напервый план, то «растворяется» вэпизодах типа интермедий или в секвентном развитии. Форма – старинная двухчастная. Внутри первой части тональное движение ведет оттоники через параллельный мажор кдоминанте. Вовторой части развитие идет отдоминантовой тональности через субдоминанту кглавной тональности взаключении.

V часть– одновременно взволнованная исдержанная, строгая ипростая. Основную восходяще-восклицательную интонацию темы уравновешивает исдерживает нисходящее триольное движение, затеняя колорит. Но вцелом мелодия этой части устремлена кверхнему регистру, звучит светло ичисто. Нераз использует здесь Гендель диалогические приемы— переклички регистров иголосов, противопоставление f ир. Подчас возникает своего рода дуэт— вопросительные возгласы имрачные, непреклонные ответы. Такое противопоставление применено Генделем ивзаключительных тактах. Сурово звучат октавные ходы, но вопреки им Allegro завершается тонко очерченной мелодией скрипок. Она вобрала всебя иначальную восходящую интонацию, словно обобщая смысл музыки этой части.


[1] Хотя несколько ранних концертов относятся к 1710 году.

[2] изданы в 1734 году, однако сочинялись в разные годы, в том числе и в 1710.